Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике Экономическая теория организаций1. Организация в экономической теории. 2. Дихотомия: институты и организации. 3. Контроль и власть в хозяйственной организации. 4. Теория принципала-агента. 5. Типология хозяйственных организаций.
ЛитератураОсновная: 1. Менар К. Экономика организаций. М., 1996. 2. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. 3.
Вольчик В.В. Курс лекций по
институциональной экономике. Ростов-на-Дону:
Изд-во РГУ, 2000. Лекции 4,6. 4.
Олейник А.Н. Институциональная
экономика: Учебно-методическое пособие.
М., 2000. Тема 9. 5.
Шаститко А.Е. Неоинституциональная
экономическая теория. М., 1999. 6.
Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и
право. М., 1993. 7.
Радаев В.В. Экономическая социология. М.,
1997.
Дополнительная: 1. Милгром П., Робертс Дж. Экономика,
организация и менеджмент. СПб., 1999. Т.2. Ч. VII. 2. Маршалл А. Принципы
экономической науки. М., 1993. Книга 4. Главы
8-12. 3. Норт Д. Институты,
институциональные изменения и
функционирование экономики. М., 1997. 4. Уильямсон О. Экономические
институты капитализма. СПб., 1996. 5.
Эггертссон Т.
Экономическое поведение и институты. М.:
Дело, 2001. 1.
Организация в экономической теории Реальные
экономические явления зачастую
отличаются от экономических моделей и
не всегда только по степени сложности.
Действительно, успех экономического
исследования часто зависит от тех
методологических принципов, которые
лежат в его основе. Ортодоксальная
классическая теория фирмы базируется на
принципах методологического
индивидуализма. Более сложным
экономическим явлением по отношению к
классическому пониманию феномена фирмы
как первичного экономического субъекта
является понятие экономической
организации. Введение
в экономический анализ понятия
экономической организации не
противоречит принципам индивидуализма,
как это представляется на первый взгляд.
Индивидуализм – это даже, скорее, не
метод исследования, а фундаментальная
идея. Например, субъективизм у
маржиналистов тоже, скорее, не метод, а
именно фундаментальная идея. Подход к
фирме не просто как к единичному
рыночному субъекту, а как к своеобразной
организации, позволяет дать определение
некоторым видам экономических
отношений, складывающихся в
организации. Ими являются: контроль, экономическая власть,
мотивация и способы передачи информации
внутри организации. Используя
вышеперечисленные инструменты, мы
сможем проанализировать влияние
различных форм собственности на
структуру и эффективность организации. Впервые
понятие организации как экономического
феномена было использовано для
построения своей теоретической
концепции Альфредом Маршаллом.[1]
Он употреблял это понятие неоднозначно,
на трех уровнях. На
первом уровне
организация рассматривается как
способность приводить в порядок сложные
экономические организмы (по аналогии с
биологическими). Организация необходима
в силу высокого уровня дифференциации и
комплексности экономических явлений, в
основе её лежит разделение труда. Она
способствует повышению
производительности используемых
факторов производства. На
втором уровне
он отождествляет понятие организации с
понятием промышленности или
индустриальной организации. Здесь
анализируется влияние механизации
труда и использования машин. На
третьем уровне
Маршалл исследует роль предпринимателя
и, следовательно, «деловую организацию».
Здесь основным вопросом становится
сравнительная эффективность
организационных форм
предпринимательской деятельности. В
дальнейшем экономисты обращались к
понятию организации в основном на
макроуровне (общественно-экономическая
организация). В микроэкономический
анализ оно было включено
представителями неоинституционализма. Проблема
существования экономической
организации должна рассматриваться под
иным углом зрения, чем рынок
(согласовать).
Эффективность рынка и организации имеет
различный механизм реализации. Так, если
рынок представляет
собой обезличенный процесс обмена или
передачи прав собственности, то организация
– это властное распределение ресурсов,
предпочтений и ценностных ориентиров
внутри неё самой, следовательно,
организация предполагает существование
определенной иерархии. Организация
–
это система социальных отношений,
ориентированная на достижение общих
целей, обладающая собственными
ресурсами, внутренней нормативной и
статусной структурами, в рамках которых
члены организации за соответствующее
вознаграждение выполняют отведенные им
функциональные роли. Необходимость
хозяйственной обособленности и
существования специфических, отличных
от рынка учреждений (фирм или
экономических организаций) была
блестяще доказана Рональдом Коузом.[2]
Он подчеркивал, что фирма возникает
тогда, когда это позволяет экономить на
трансакционных издержках, заменив их
координационными внутри организации. Любая
экономическая организация обладает
следующими признаками:[3] 1)
Общая цель, не сводимая к индивидуальным
целям ее членов; 2)
Набор ресурсов и определенный способ их
защиты; 3)
Система официально утвержденных норм
поведения и форм контроля за их
соблюдением; 4)
Структура устойчиво воспроизводимых
статусов (иерархия, постоянное
формальное руководство); 5)
Специфическое разделение труда между
своими членами; 6)
Наличие вознаграждений и наказаний за
участие или (неучастие) в делах
организации. В
экономике организаций признается и
анализируется тот факт, что сделки (контракты)
заключаются не только на рынке, но и вне
него. Это порождает необходимость
изучения способов экономической
координации. На уровне макросистем в
меновой экономике эту функцию выполняет
рынок, на уровне централизованно
управляемого хозяйства –
макроэкономическое планирование. На
микроуровне систем сосуществуют
различные формы координации, и именно
этот факт подчеркивается в предлагаемом
подходе. Как
и в ортодоксальной микроэкономике, в
рамках экономической теории
организаций признается, что организация
(фирма) является основной единицей, где
принимаются экономические решения. Но
на процесс принятия решения влияет
распределение прав собственности и тип
контроля и экономической власти внутри
организации. 2.
Дихотомия: институты и организации В
доброй половине экономических
исследований понятия институт и
организация используются как синонимы.
Это обусловлено дихотомией (последовательное
деление целого на две части), присущей
некоторым из экономических явлений. Так,
например, в последнее время в рамках «новой
институциональной экономики», видным
представителем которой является Оливер
Уильямсон, сформировалась отличная от
представленной ранее точка зрения на
экономическую природу института.
Согласно Уильямсону, институты
рассматриваются как механизмы
управления контрактными отношениями.
Поэтому важнейшими экономическими
институтами являются фирмы, рынки и
отношенческая контрактация[4].
Такой подход концентрирует основное
внимание на уровне опосредуемых
институтами отдельных трансакций и
проблеме их минимизации. Другие
представители неоинституционализма
подчеркивают важность различий между
институтами и организациями,
взаимодействие которых, в конечном
счёте, является источником
экономической эволюции и
институциональных изменений.[5]
Институты и правила, являясь
стандартными ограничениями, принятыми в
экономической теории, формируют
возможности, которыми располагают члены
общества. Организации создаются для
того, чтобы использовать эти
возможности. По мере своего
функционирования и развития
организации изменяют институты. Иными словами, для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. Например, институт рынка страхования предопределяет возникновение специфических организаций, которые непосредственно являются субъектами рынка – страховых компаний, обществ взаимного страхования, перестраховочных обществ, пенсионных фондов. Исходя
из вышесказанного, Дуглас Норт так
определяет организации:[6] Организации представляют собой целенаправленно действующие единицы, созданные организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, которые определяются возможностями, предоставляемыми институциональной структурой общества. Организации не обязательно могут являться социально продуктивными, потому что институциональная система (структура) создает искаженные стимулы. Необходимо отметить, что организации формируются как функции не только институциональных ограничений, но и других ограничений, таких как технологии, доходы и предпочтения. Взаимодействия между этими ограничениями образуют потенциальные возможности максимизации дохода для предпринимателей. 3.
Контроль и власть в хозяйственной
организации Функционирование
любой хозяйственной организации
возможно только в рамках
институционально оформленных прав
собственности. В свою очередь, собственность как экономический
институт представляет собой
санкционированные и признанные
легитимными в обществе правила и
механизмы контроля и осуществления
властных полномочий над объектом
собственности. «Под
отношением власти
мы понимаем передачу полномочий
принятия решения явным или неявным
образом от одного агента или группы
агентов другим агентам»[7].
Обычно различают отношения власти
и иерархии. Иерархия
ведет к субординации полномочий в
рамках строго определенных
экономических и общественных связей. Власть
же возникает в результате
делегирования полномочий
и принятия решения в результате
простого соглашения или контракта. Так,
собственник имущественного пая (или
конкретных материальных ценностей) при
реорганизации или образовании нового
предприятия, внося свой пай в уставной
капитал, делегирует свои властные
полномочия органам, уполномоченным
управлять созданной фирмой. Контроль
в
отношении прав собственности
представляет собой совокупность
процедур, которые должен использовать
владелец, чтобы обеспечить свое
главенство в принятии решений и
добиться их выполнения. Механизм
контроля в различных типах
хозяйственных организаций имеет
отличные формы. Сложность формы
контроля, безусловно, оказывает влияние
на эффективность использования объекта,
хотя, видимо, и не всегда в прямой
зависимости. Концепция
индивидуализированной собственности
предполагает осуществление
собственником контроля –
непосредственного или опосредованного
специально созданными для этого
институтами. Как видно из вышеизложенного, экономические власть и контроль должны гармонично сочетаться в рамках той или иной системы прав собственности, существующей в хозяйственной организации. Проблема
их взаимодействия может быть
проиллюстрирована на примере так
называемого конфликта интересов,
который может рассматриваться в рамках
более общей модели «принципала -
агента». Феномен конфликта интересов
часто возникает при функционировании
хозяйственных организаций, находящихся
в государственной собственности. Любой
управляющий государственной
собственностью, является, скорее,
чиновником, чем предпринимателем (в
классическом понимании), даже если
объект собственности участвует в
коммерческой или производственной
деятельности. Государством ему доверены
лишь права управления собственностью.
Действия подобного управляющего
определяют две группы
интересов: 1)
обслуживание интересов управляемого
предприятия, улучшение
производственных показателей и
получение прибыли или, в крайнем случае,
минимизация убытков (если работа
предприятия не рассчитана
на прибыль); 2)
государственный менеджер не может не
помнить о своих личных экономических (материальных)
интересах. Весьма вероятно, что личные
интересы не всегда будут совпадать с
интересами руководимого предприятия. Вследствие
этого конфликта интересов в обществе
должны существовать институты, правила
и механизмы, позволяющие минимизировать
отрицательный эффект подобного явления.
Решение проблемы конфликта интересов
шире традиционно обсуждаемого в
экономической литературе соотношения
между экономическим (т.е.
ориентированным на прибыль) и
бюрократическим управлением[8]. Очевидно,
что проблема соотношения контроля и
власти может удовлетворительно
решаться только с развитием института
индивидуализированной собственности и
сопутствующих ему механизмов. Проблема
существования организации, строящей
свою внутреннюю деятельность на
принципах, отличных от рыночных, в новой
институциональной экономике
рассматривается «как проблема выбора
оптимальной формы контракта»[9].
Под контрактом понимается «соглашение
между покупателем и поставщиком, в
котором условия обмена определяются
тремя факторами: ценой, специфичностью
активов и гарантиями»[10].
Если трансакционные издержки
заключения контракта на рынке слишком
высоки, то они заменяются
внутриорганизационными издержками по
координации хозяйственной деятельности,
что доказано Р. Коузом[11]. Проблема
контракта глубоко исследуется в
экономической теории прав
собственности, «потому что в договоре
находит реализацию фундаментальное
право собственника на передачу (отчуждение)
собственности»[12].
Именно с помощью контракта собственник
осуществляет реализацию своего решения
о комбинировании и рекомбинировании
принадлежащих ему прав. Если права
собственности чётко определены, обычно
предполагается, что активы будут
использоваться в соответствии с целями
их собственников. Но объективно
возникает проблема эффективности
распределения прав собственности.
Неслучайно «работы по проблемам прав
собственности сконцентрированы на
вопросе о том, является ли неэффективное
размещение ресурсов результатом
неправильного распределения прав
собственности»[13]. Эффективность
и тип организационной структуры фирмы
будет зависеть от возможности ее
собственников комбинировать и
рекомбинировать свои
индивидуализированные права, в
зависимости от экономических
результатов деятельности фирмы.
Решающее значение в этом случае
приобретает величина трансакционных
издержек при обмене или заключении
контрактов между собственниками. Проблема
обмена правами собственности и
минимизации при этом трансакционных
издержек в новой институциональной
экономической теории рассматривается
неразрывно с проблемой специфичности
активов. По определению Уильямсона: «Специфические
активы – это те, которые являются
результатом специализированной
инвестиции, и которые не могут быть
перепрофилированы для использования в
альтернативных целях или
альтернативными пользователями без
потерь в их производственном потенциале.
Специфичность активов может принимать
несколько форм, среди которых основными
являются специфичность человеческого
капитала, основных фондов,
местоположения, а также целевые активы.
Наличие специфических активов
способствует двусторонней зависимости,
которая усложняет контрактные
отношения»[14]. Специфичность
активов повышает риск капитальных
вложений. Поэтому возникает
необходимость создания институтов и
организаций, минимизирующих риски и
способствующих оптимальному
распределению ресурсов при
осуществлении инвестиций в специфичные
активы. 3.
Теория принципала-агента Соотношение
экономической власти и контроля в
хозяйственной организации и
преодоление конфликта интересов в
экономической теории обычно
рассматриваются в рамках проблематики
теории принципала-агента. Принципал
– владелец. Агент – доверенное лицо (управляющий). В
1933 году вышла книга А. Берли и Г. Минза «Современная
корпорация и частная
собственность». 1929
году только 11% процентов фирм в США
контролировались владельцами капитала.
Причины: укрупнение производства,
финансирование осуществляется
множеством собственников. Отделение
собственности от текущего контроля на
крупных корпорациях порождает конфликт
интересов между собственниками и
управляющими. Цель
собственника – максимизация прибыли. Цели
управляющих – спокойное существование;
престиж, роскошь и траты на личные
интересы; профессиональный интерес. Отделение
собственности от контроля и
возникновение проблемы означает, что в
действительности происходит разделение
собственности на несколько компонентов:
между владением, реализуемым
посредством купли-продажи акций и
получением дивидендов, и распоряжением,
которое проявляется в текущем
функционировании компании. Причем за
собственником компании остается
функция владения, а за управляющими (особенно
верхнего уровня) –
функция распоряжения. Конфликт
между интересами собственников и
менеджеров углубляется благодаря
асимметрии информации. Поскольку
управляющие находятся ближе к
производству, они располагают большей
информацией относительно положения
дел фирмы. Проблема
оппортунистического (с точки зрения
собственников) поведения управляющих
решается путем контроля над
деятельностью менеджеров. Существует
несколько проверенных практикой
способов контроля и стимулирования
такого поведения менеджеров, которое бы
удовлетворяло интересам собственников.
Однако ни один из способов не является
панацеей. К
способам контроля над деятельностью
управляющих относятся: 1)
деятельность
совета директоров (наблюдательного
совета); однако этому препятствуют, во-первых,
возможность конфликта интересов внутри
совета директоров, во-вторых, неполнота
информации о решениях менеджеров и их
последствиях; 2)
решения общего
собрания акционеров. Общее собрание
акционеров может регулярно заслушивать
отчеты управляющих и выносить решения
об их замене. Однако этот способ мало
эффективен при большом числе
акционеров и нерегулярном созыве
собраний; 3)
угроза банкротства
фирмы, что может повлечь
принудительную смену руководства; 4)
угроза слияния или
поглощения. Сокращение прибыли из-за
недобросовестного или недостаточно
эффективного управления фирмой ведет к
понижению стоимости ее акций,
что облегчает их скупку другой фирмой. 5)
конкуренция на
рабочем месте. Создание конкуренции
на рабочем месте управляющего предполагает
заключение с управляющими контракта,
согласно которому размер денежного
вознаграждения устанавливается в
зависимости от соотношения
результатов его работы с результатами
работы менеджеров других
подразделений; 6)
денежные поощрения
управляющих. Денежные поощрения
управляющих возможны в виде денежных
выплат за достижение менеджером
поставленных собственником целей или в
виде пакетов акций с целью превращения
собственника-распорядителя в
собственника-владельца; 7)
репутация
менеджера. Увольнение
недобросовестного менеджера, если такое
происходит, сказывается на его
репутации, что снижает его оценку на
рынке управляющих и возможности
получения хорошей должности в другой
компании. Таким
образом, мы видим, что фирма
представляет собой сложное
экономическое образование с большим
разнообразием целей, вызванных
усложнением субъектов собственности,
которые могут порождать конфликты
внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и
каждый подход к определению сущности
фирмы помогают понять значимые стороны
функционирования современной фирмы, те
ее стороны, которые не в состоянии
объяснить традиционная
микроэкономическая теория. 5.
Типология хозяйственных организаций В экономической литературе существует множество классификаций хозяйственных организаций. В лекции рассматривается только одна из этого множества. Приведем классификацию Генри Минцберга, основанную на постоянстве составляющих частей организации[15]. В центре этого теоретического построения находится анализ пяти базовых компонентов, между которыми распределяются участники. Их сочетание приводит к широкой дифференциации организационных форм. Пять базовых компонентов включают: 1.
Операционный центр предписывает
ответственным членам обеспечить
производство, которое выражает смысл
существования всякой экономической
организации (или экономического
подразделения любой общественной
организации). 2.
Стратегический центр
является
инстанцией, где принимаются решения о
размещении ресурсов в краткосрочном и
особенно долгосрочном плане. 3.
Находящееся между стратегическим и
операционным центрами промежуточное звено передает решения
стратегического центра и обеспечивает
их реализацию, но также служит для
поддержки информационных потоков обоих
центров. 4.
Находясь под воздействием технологических
ограничений, всякая организация
предполагает также наличие техноструктуры,
призванной вырабатывать программы
инвестиций (в сочетании с их ограничениями)
и следовать им. 5.
Наконец, персонал
поддержки выполняет функции,
связанные с материально-техническим
обеспечением, начиная со связи между
различными инстанциями, вплоть до
переговоров, документации и отношений с
внешней средой. Всякая
организация предполагает существование
составляющих ее частей.
Их функции
могут совмещаться и иногда
выполняться одним и тем же участником,
например, в организации малого размера.
Но с точки зрения теории они различны.
Отныне преобладание одной функции над
другими и способ этого преобладания
диктуют расположение других
компонентов, позволяющее установить
пять фундаментальных организационных
форм. 1.
Простая структура
характеризуется явным
преобладанием стратегического центра.
Здесь мы имеем организацию с низкой
степенью сложности, где решения
концентрируются в руках нескольких
участников и подчиняются мало
формализованным правилам; власть весьма
сильно сконцентрирована, размеры фирмы
малы, давление со стороны внешней среды
сильно (сравнить малые предприятия в
момент образования). 2.
Механистическая, или машинная,
бюрократия
("Machine
Bureaucracy")
указывает на организацию с
преобладанием техноструктуры, где технология навязывает весьма
сильную стандартизацию задач, и где
большая часть решений носит рутинный
характер. Эта организация характеризуется
также ограничением со стороны техники,
отсюда — большое
значение инженеров и техников. Технологическое
воздействие обусловливает
централизованную власть, призванную,
например, обеспечить постоянный поток
ресурсов, и осуществляющую свои полномочия
исходя из формальных правил. Эта
организация реализует точные цели в
ограниченном числе, откуда следует ее
весьма функциональный характер (это
видно на примере
крупных фирм, действующих в стабильной
внешней среде). Такая фирма, как видим,
относится к функциональной форме,
установленной Чендлером и Уильямсоном. 3.
Профессиональная бюрократия
("Professional
Bureaucracy"),
наоборот, основывается на ключевой
позиции операционного центра.
Здесь речь идет об
организациях, прибегающих к сложным,
изменяющимся технологиям, что
определяет стандартизацию заданий,
соединенную с детальным разделением
труда и требующую активного участия
высококвалифицированного персонала.
Процедуры принятия решения, весьма
децентрализованные, используют
малоформализованные правила, которые
обусловливают гибкость выбора.
Эффективность организации покоится на
обращении внутрь (интериоризации) ее ценностей
и норм для участников. Обычно здесь мы
имеем организации, действующие в
сложном, но стабильном окружении, где
управление внутренними конфликтами,
вследствие сильной автономии
составляющих частей, занимает особенно
большое место (примерами могут служить
больницы, библиотеки, профессиональные
организации). 4.
Структура по отделениям
составляет четвертую форму, в которой
господствует такой управляющий
компонент, как
промежуточные инстанции. Здесь мы
имеем совокупность автономных единиц,
подобно форме с множеством отделов у
Чендлера и Уильямсона. Используемая
технология почти не требует инициативы
участников, главная из проблем
заключается в начальном запуске и поддержании
ясно определенной деятельности.
Большинство решений здесь принимают
промежуточные инстанции, которые умеют
лучше реагировать "на местах". Но
умножение отделений влечет за собой
дублирование задач и обусловливает
трудности координации. Отсюда
— специфическое сочетание
управляющих промежуточных инстанций,
которые господствуют, и стратегического
центра, который их контролирует, но и сам
от них зависит (например, автомобильная
промышленность). 5.
Адхократия (Adhocracy)
— организация, где господствует
персонал материально-технического
снабжения.
Здесь мы имеем дело с комплексами небольших
размеров, где участники работают с
нестабильными технологиями в сложной и
подвижной внешней среде, что влечет за
собой сильную горизонтальную дифференциацию
заданий в сочетании со слабой вертикаль-ной
дифференциацией. Децентрализация
решений и слабая формальная
иерархизация становятся главными гарантами
гибкости организации, чьё единство
покоится скорее на приверженности
участников общим целям, чем на
отношениях публичной власти. Ключевая
роль персонала материально-технического
обеспечения объясняется
высокоспециализированным характером
этого обеспечения и децентрализацией
из-за необходимости работы небольшими
командами (команды в производстве
фильмов, средств программного
обеспечения или же при работе мозговых
центров), составленные на временной
основе для решения специфических
проблем. Эта
типология примечательна тем, что она
подходит к организации как к структурированному
собранию участников. Она не сводит
организацию к совокупности индивидов,
чьи отношения определяются извне
-
технологией, рынком, размерами и т.д.
Напротив, несмотря на то, что эти факторы
принимаются во внимание, она исходит из
идеи, что организация —
это прежде всего
коалиция между структурированными
подгруппами участников, конечно,
разнородными, которые, однако, составляют
вместе единое целое.
[1] См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Книга 4. Главы 8-12. [3] Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997. С.130. [4] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996. С.48. [5] Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.23. [6] Там же. С. 97. [7] Менар К. Экономика организаций. М., 1996. С.39. [8] См.: Мизес Л. Бюрократия. М., 1993. [9] Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С.64. [10] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996. С.688. [11] См.: Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право. М., 1993. [12] Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С.64. [13] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996. С.66. [14] Там же С.689-690. [15] Менар К. Экономика организаций. М., 1996.
|