Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике Трансакционные
издержки 1.
Экономическая природа трансакционных
издержек. 2.
Классификации трансакционных издержек. 3.
Трансакционные издержки и институты. ЛитератураОсновная: 1.
Шаститко А.Е. Новая институциональная
экономическая теория. М., 2002. Гл. 6,7. 2.
Норт Д. Институты, институциональные
изменения и функционирование экономики.
М., 1997. 3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3. 4.
Малахов С. В защиту либерализма (к
вопросу о равновесии трансакционных
издержек и издержек коллективного
действия) // Вопросы экономики. 1998. №8. 5.
Капелюшников Р.И. Экономическая теория
прав собственности. М., 1990. 6.
Эггертссон Т. Экономическое поведение и
институты. М.: Дело, 2001. Дополнительная: 1.
Менар К. Экономика организаций. - М.:
ИНФРА-М, 1996. 2.
Уильямсон О. Экономические институты
капитализма. СПб., 1996. 3.
Вольчик В.В. Эффективность рыночного
процесса и эволюция институтов //
Известия вузов Северо-Кавказский регион.
Общественные
науки.
2002. №4. 4.
Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution. American
Economic Review, 1997, vol. 87, No 2, pp. 426-429. 5.
Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А.
Институциональные особенности
распределения доходов в переходной
экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та.
2000. 1.
Экономическая природа трансакционных
издержек В экономической науке ещё в XIX веке в некоторые экономисты высказывали догадку, что в реальной экономике заключение сделок между агентами связано с определенными издержками. Одним из таких ученых был родоначальник австрийской школы Карл Менгер. Чтобы
понять суть аргументации Менгера,
необходимо понять его концепцию
производительности экономического
обмена. Экономический обмен происходит
только тогда, когда каждый его участник,
осуществляя акт мены, получает какое-либо
приращение ценности
к ценности существующего набора
благ. Это доказывает Карл Менгер в
работе «Основания политической
экономии»[1],
исходя из предположения о существовании
двух участников обмена. Первый имеет
благо А, обладающее ценностью
, а второй -
благо В с ценностью
. В результате произошедшего между ними
обмена ценность благ в распоряжении
первого будет
, а второго –
. Из этого можно сделать вывод, что в
процессе обмена ценность блага в
распоряжении каждого участника
увеличилась на определённую величину.
Этот пример показывает, что
деятельность, связанная с обменом, есть
не напрасная трата времени и ресурсов, а
такая же продуктивная деятельность, как
производство материальных благ. Исследуя
обмен, нельзя не остановиться на его
пределах. Обмен будет происходить до тех
пор, пока ценность благ в распоряжении
каждого участника обмена будет, по его
оценкам, меньше ценности тех благ,
которые могут быть получены в
результате обмена. Этот тезис верен для
всех контрагентов обмена. Пользуясь
символикой вышеуказанного примера,
обмен происходит, если
для первого и
для второго
участника обмена, или если
и
. Следовательно,
можно записать уравнение:
,
(1) где
-
оценка ценности после обмена;
-
оценка ценности до обмена;
-
прирост ценности; во всех состоявшихся
добровольных обменах
. Уравнение (1) описывает единичный акт обмена. Ключевым здесь является показатель , характеризующий прирост ценности или ее разность и, следовательно, саму возможность и выгодность обмена[2]. Менгер отмечал, что в действительности случаи, когда «жертвы меновой операции» сводятся к минимуму, и контрагенты получают всю выгоду, встречаются редко, и вряд ли можно столкнуться в реальности с такой ситуацией, чтобы акт мены происходил совершенно без экономических жертв, хотя бы последние ограничились только потерей времени. Фрахты, примажи, таможенные сборы, аварии, почтовые расходы, страховка, провизия и комиссионное вознаграждение, куртаж, весовые упаковочные и складочные сборы, содержание людей, занимающихся торговлей, и их помощников вообще, расходы по денежному обращению и т.п. - всё это не что иное, как экономические жертвы, требуемые меновыми операциями; они отнимают часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения, и нередко даже делают невозможным реализацию его там, где она была бы еще мыслима, не будь этих «издержек» в общем, народнохозяйственном смысле слова[3]. Из приведенного выше определения мы видим, что Менгер фактически дал определение трансакционным издержкам, впоследствии переоткрытых Коузом. Также
можно ввести в модель экономического
обмена трансакционные издержки для
иллюстрации его пределов. Вернемся к
уравнению (1). Если принять
трансакционные издержки первого
индивида как
, а второго
, то можно записать:
(2) Очевидно,
что обмен будет возможен, если
–
положительное число, или
. Проблема заключения сделок и воздействия на этот процесс институтов получила отражение в трудах представителей старого институционализма. Так, Дж. Коммонс одно из центральных мест в своих теоретических моделях отводил понятию трансакции. Согласно
Коммонсу, трансакция – это не обмен
товарами, а отчуждение и присвоение прав
собственности и свобод, созданных
обществом. Такое определение имеет
смысл (по Коммонсу) в силу того, что
институты обеспечивают
распространение воли отдельного
человека за пределы области, в рамках
которой он может
влиять на окружающую среду
непосредственно своими действиями, т. е.
за рамки физического контроля, и,
следовательно, оказываются
трансакциями, в отличие от
индивидуального поведения как такового
или обмена товарами. Коммонс
различал три основных вида трансакций: 1.
Трансакция сделки служит для
осуществления фактического отчуждения
и присвоения прав собственности и
свобод, и при её осуществлении
необходимо обоюдное согласие сторон,
основанное на экономическом интересе
каждой из них. В
трансакции сделки соблюдается условие
симметричности отношений между
контрагентами. Отличительным признаком
трансакции сделки, по мнению Коммонса,
является не производство, а передача
товара из рук в руки. 2.
Трансакция управления – в ней ключевым
является отношение управления
подчинения, которое предполагает такое
взаимодействие между людьми, когда
право принимать решения принадлежит
только одной стороне. В трансакции
управления поведение явно асимметрично,
что является следствием
асимметричности положения сторон и,
соответственно, асимметричности
правовых отношений. 3.
Трансакция рационирования – при ней
сохраняется асимметричность правового положения сторон, но
место управляющей стороны занимает
коллективный орган, выполняющий функцию
спецификации прав. К трансакциям
рационирования можно отнести:
составление бюджета компании советом
директоров, федерального бюджета
правительством и утверждение органом
представительной власти, решение
арбитражного суда по поводу спора,
возникающего между действующими
субъектами, посредством которого
распределяется богатство. В трансакции
рационирования отсутствует управление.
Через такую трансакцию осуществляется
наделение богатством того или иного
экономического агента. Наличие
трансакционных издержек делает те или
иные виды трансакций более или менее
экономичными в зависимости от
обстоятельств времени и места. Поэтому
одни и те же операции могут быть
опосредованы различными типами
трансакций в зависимости от правил,
которые они упорядочивают. Понятие
трансакционных издержек было введено Р.
Коузом в 30–е годы
в его статье «Природа фирмы». Оно было
использовано для объяснения
существования таких противоположных
рынку иерархических структур, как фирмы.
Р. Коуз связывал образование этих «островков
сознательности» с их относительными
преимуществами в плане экономии на
трансакционных издержках. Специфику
функционирования фирмы он усматривал в
подавлении ценового механизма и замене
его системой внутреннего
административного контроля. Согласно
Коузу, трансакционные издержки
трактуются как «издержки сбора и
обработки информации, издержки
проведения переговоров и принятия
решения, издержки контроля и
юридической защиты выполнения
контракта»[4]. В
рамках современной экономической
теории трансакционные издержки
получили множество трактовок, иногда
диаметрально противоположных. Так, К.
Эрроу определяет трансакционные
издержки как издержки эксплуатации
экономической системы[5]. Многими
экономистами при объяснении феномена
трансакционных издержек проводится
аналогия с трением. У Коуза есть ссылка
на слова Стиглера: Стиглер сказал о «теореме
Коуза»: «Мир с нулевыми трансакционными
издержками оказывается столь же
странным, как физический мир без сил
трения. Монополистам можно выплачивать
компенсацию за то, чтобы они вели себя
конкурентно, а страховые компании
просто не существовали бы»[6]. На
основании подобных предположений
делаются выводы о том, что чем ближе
экономика к модели общего равновесия
Вальраса, тем ниже в ней уровень
трансакционных издержек, и наоборот. В
трактовке Д. Норта трансакционные
издержки «состоят из издержек оценки
полезных свойств объекта обмена и
издержек обеспечения прав и принуждения
к их соблюдению»[7].
Эти издержки служат источником
социальных, политических и
экономических институтов. Г. Демсец
понимает данную категорию издержек «как
издержки любой деятельности, связанной
с использованием ценового механизма.
Аналогично, издержки управления он
определяет как «затраты, связанные с
осознанным управлением использованием
ресурсов»[8]
и предлагает использовать следующие
аббревиатуры: PSC (price system costs) и MSC (management
system costs) – соответственно издержки
использования ценового механизма и
механизма управления. Также в
Новой институциональной экономической
теории (НИЭТ) распространён следующий
взгляд на природу трансакционных
издержек: «Фундаментальная идея
трансакционных издержек – в том, что они
состоят из издержек составления и
заключения контракта ex
ante,
а также издержек надзора за соблюдением
контракта и обеспечения его выполнения ex
post
в противоположность производственным
издержкам, которые суть издержки
собственно выполнения контракта. В
значительной мере трансакционные
издержки – это отношения между людьми, а
издержки производства – это издержки
отношения между людьми и предметами, но
это следствие скорее их природы, чем
определения»[9].
В теориях
некоторых экономистов трансакционные
издержки существуют не только в
рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но
и в альтернативных способах
экономической организации и, в
частности, в плановой экономике (С. Чанг,
А. Алчиан). Так, согласно Чангу,
максимальные трансакционные издержки
наблюдаются в плановой экономике, что, в
конечном счёте, определяет её
неэффективность. 2.
Классификации трансакционных издержек Значительное
количество видов классификаций
трансакционных издержек
является следствием множественности
подходов к изучению данной проблемы. О.Уильямсон
различает два типа трансакционных
издержек: ex ante
и ex post. К издержкам типа
ex ante
относятся затраты на составление
проекта соглашения и проведения
переговоров по нему. Издержки типа ex
post включают в себя организационные
и эксплуатационные затраты,
связанные с использованием структуры
управления; затраты, возникающие по
причине плохой адаптации;
расходы на тяжбы, возникающие в ходе
приспособления контрактных отношений к
непредвиденным обстоятельствам;
затраты, связанные с выполнением
контрактных обязательств[10].
К.
Менар разделяет трансакционные
издержки на 4 группы[11]:
-
издержки вычленения; -
издержки масштаба; -
информационные издержки; -
издержки поведения. В
функционировании любой организации
существует, прежде всего, проблема
неотделимости, и совокупные
издержки вычленения именно поэтому и
возникают. В большинстве случаев
экономическая деятельность
обеспечивается совместными усилиями,
при этом невозможно точно измерить
предельную производительность каждого
задействованного фактора и его
вознаграждение. К. Менар приводит пример
бригады грузчиков: «Чтобы установить
плату труда бригады, использование
организации оказывается более
эффективным, чем использование рынка.
Организация превосходит рынок и в том
случае, когда последний требует слишком
детальной, иначе – невозможной
дифференциации»[12]. Далее,
К. Менар выделяет издержки масштаба. Чем
больше масштабы рынка, тем более
обезличены в нем акты обмена, и тем более
необходимо развивать институциональные
механизмы, определяющие природу
контракта, правила его применения,
санкции за несоблюдение обязательств и
т.д. Заключение трудовых договоров,
предназначенных для стабилизации
отношений между нанимателем и
нанимаемым, контрактов по поставкам –
для гарантии регулярности потока затрат
– частично объясняются именно
необходимостью установить «доверие,
которое масштабы рынков и периодическое
заключение контрактов сделали бы
одновременно проблематичным и
дорогостоящим»[13]. Отдельную
категорию представляют информационные
издержки. Трансакция связана с
информационной системой, роль которой в
современной экономике играет система
цен. В данную категорию входят издержки,
охватывающие все аспекты
функционирования системы информации:
издержки кодирования, стоимость
передачи сигналов, издержки по обучению
пользованию системой и т.д. Всякая
система своим функционированием
создает различные помехи, «которые
понижают степень точности сигналов-цен.
Последние не могут быть слишком
дифференцированными, так как
манипулирование очень большим числом
сигналов связано с непомерными
издержками. Организация в этом случае
позволяет сокращать издержки путем
меньшего использования рынка и
ограничения числа посланных и принятых
сигналов»[14]. Последнюю
группу составляют издержки поведения.
Они связаны с «эгоистическим поведением
агентов»; аналогичное понятие, принятое
и используемое сейчас – «оппортунистическое
поведение». Самой
известной отечественной типологией
трансакционных издержек является
классификация, предложенная Р.
Капелюшниковым[15]: 1. Издержки поиска
информации.
Перед тем, как будет совершена сделка
или заключён контракт, нужно
располагать информацией о том, где можно
найти потенциальных покупателей и
продавцов соответствующих товаров и
факторов производства, каковы
сложившиеся на данный момент цены.
Издержки такого рода складываются из
затрат времени и ресурсов, необходимых
для ведения поиска, а также из потерь,
связанных с неполнотой и
несовершенством приобретаемой
информации. 2.
Издержки ведения переговоров.
Рынок требует отвлечения значительных
средств на проведение переговоров об
условиях обмена, на заключение и
оформление контрактов. Основной
инструмент экономии такого рода затрат
– стандартные (типовые) договоры. 3.
Издержки измерения.
Любой продукт или услуга – это комплекс
характеристик. В акте обмена неизбежно
учитываются лишь некоторые из них,
причём точность их оценки (измерения)
бывает чрезвычайно приблизительной.
Иногда интересующие качества товара
вообще неизмеримы, и для их оценки
приходится пользоваться суррогатами (например,
судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда
относятся затраты на соответствующую
измерительную технику, на проведение
собственно измерения, на осуществление
мер, имеющих целью обезопасить стороны
от ошибок измерения и, наконец, потери от
этих ошибок. Издержки измерения растут с
повышением требований к точности. Громадная
экономия издержек измерения была
достигнута человечеством в результате
изобретения стандартов мер и весов.
Кроме того, целью экономии этих издержек
обусловлены такие формы деловой
практики, как гарантийный ремонт,
фирменные ярлыки, приобретение партий
товаров по образцам и т. д. 4.
Издержки спецификации и защиты прав
собственности.
В эту категорию входят расходы на
содержание судов, арбитража,
государственных органов, затраты
времени и ресурсов, необходимых для
восстановления нарушенных прав, а также
потери от плохой их спецификации и
ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д.
Норт) добавляют сюда же затраты на
поддержание в обществе консенсусной
идеологии, поскольку воспитание членов
общества в духе соблюдения общепринятых
неписаных правил и этических норм
является гораздо более экономным
способом защиты прав собственности, чем
формализованный юридический контроль. 5.
Издержки оппортунистического поведения.
Это самый скрытый и, с точки зрения
экономической теории, самый интересный
элемент трансакционных издержек. Различают
две основных формы оппортунистического
поведения. Первая
носит название морального
риска. Моральный риск возникает тогда,
когда в договоре одна сторона
полагается на другую, а получение
действительной информации о её
поведении требует больших издержек или
вообще невозможно. Самая
распространенная разновидность
оппортунистического поведения такого
рода – отлынивание,
когда агент работает с меньшей отдачей,
чем от него требуется по договору. Особенно
удобная почва для отлынивания создается
в условиях совместного труда целой
группой. Например, как выделить личный
вклад каждого работника в совокупный
итог деятельности <команды> завода
или правительственного учреждения?
Приходится использовать суррогатные
измерения и, скажем, судить о
производительности многих работников
не по результату, а по затратам (вроде
продолжительности труда), но и эти
показатели сплошь и рядом оказываются
неточными. Если
личный вклад каждого агента в общий
результат измеряется с большими
ошибками, то его вознаграждение будет
слабо связано с действительной
эффективностью его труда. Отсюда
отрицательные стимулы, подталкивающие к
отлыниванию. В
частных фирмах и в правительственных
учреждениях создаются специальные
сложные и дорогостоящие структуры, в
задачи которых входят контроль за
поведением агентов, обнаружение случаев
оппортунизма, наложение наказаний и т. д.
Сокращение издержек
оппортунистического поведения –
главная функция значительной части
управленческого аппарата различных
организаций. Вторая
форма
оппортунистического поведения – вымогательство.
Возможности для него появляются
тогда, когда несколько производственных
факторов длительное время работают в
тесной кооперации и настолько
притираются друг к другу, что каждый
становится незаменимым, уникальным для
остальных членов группы. Это значит, что
если какой-то фактор решит покинуть
группу, то остальные участники
кооперации не смогут найти ему
эквивалентной замены на рынке и понесут
невосполнимые потери. Поэтому у
собственников уникальных (по отношению
к данной группе участников) ресурсов
возникает возможность для шантажа в
форме угрозы выхода из группы. Даже
когда «вымогательство» остается только
возможностью, оно всегда оказывается
сопряжено с реальными потерями. (Самая
радикальная форма защиты от
вымогательства – превращение
взаимозависимых (интерспецифических)
ресурсов в совместно владеемое
имущество, интеграция собственности в
виде единого для всех членов команды
пучка правомочий). В
рыночной экономике издержки фирмы можно
разделить на три группы: 1)
трансформационные, 2) организационные, 3)
трансакционные. Трансформационные
издержки
– издержки по трансформации физических
свойств продукции в процессе
использования факторов производства. Организационные
издержки
– издержки по обеспечению контроля и
распределению ресурсов внутри
организации, а также издержки по
минимизации оппортунистического
поведения внутри организации. Трансакционные
и организационные издержки являются
взаимосвязанными понятиями, увеличение
одних ведет к уменьшению других и
наоборот. 3.
Трансакционные издержки и институты Роль институтов в рыночной экономике заключается в снижении трансакционных издержек. Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма. Наличие институциональных барьеров на пути конкуренции хозяйствующих субъектов ведёт к противоположному результату. Поэтому их исследование предполагает чёткую содержательную характеристику категории «конкуренция». Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора[16]. Согласно их трактовке, к трансакционному сектору относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками. В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти[17]. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся их воздействию. Таким
образом, воздействие растущих
трансакционных издержек на рыночное
равновесие осуществляется по механизму
введения дополнительных налогов.
Как видно из рисунка 1, на рынке
отдельного товара это ведёт к росту цены
и снижению объёмов продаж. Это положение
модели согласуется с реалиями
хозяйственной практики России, где
наблюдаются относительно высокие цены
по сравнению с доходами населения.
Рисунок 1. Смещение равновесия под действием роста трансакционных издержек Смещение кривой предложения будет тем сильнее, чем выше уровень трансакционных издержек TC. Использование трансакционных издержек как инструмента экономического анализа даёт возможности для интерпретации институционального равновесия и его модификации в переходной экономике[18]. Спрос на
институты предъявляют индивиды, группы
или общество в целом, так как
общественные или групповые затраты по
созданию и существованию института
должны быть меньше затрат, возникающих
при его отсутствии. Величина
трансакционных издержек становится не
только количественным показателем
степени несовершенства рынков, но и
количественным выражением издержек
отсутствия института[19].
Поэтому, чем выше величина
трансакционных издержек, тем выше спрос
на институциональное регулирование,
которое дополняет и даже заменяет
рыночное. Согласно
современной институциональной теории,
эффективность функционирования того
или иного института определяется
величиной экономии на трансакционных
издержках. Поэтому расходы по инженерии
обществом институтов на рынке труда
будут соотноситься с величиной трансакционных
издержек (ATС),
что позволяет выразить через них функцию
спроса на институты, и издержками
коллективного действия (CAC),
которые характеризуют предложение
институтов «на институциональном рынке»[20]. Процесс установления
институционального равновесия
представлен на рисунке 2 (N
– число включенных в сферу действия
институтов индивидов, AIC
– институциональные издержки –
трансакционные, снижение которых
обеспечивают институты, и издержки по
созданию институтов).
Рис. 2.
Институциональное равновесие[21] В
представленной традиционной модели
институционального равновесия
принципиальный характер может иметь
разная степень переговорной силы сторон,
если рассматривать со стороны спроса на
институты все общество, а со стороны
предложения – государство как
монополиста, производящего формальные
институты и осуществляющего не только
принуждение к выполнению
устанавливаемых им правил и норм, но и
формирующего в силу этого, а также
определенного контроля над
информационными потоками,
общественное мнение. Государству
выгодно осуществлять своеобразную
ценовую дискриминацию на
институциональном рынке, т.е.
ограничивать доступ к определенным
правам и институционализированным
формам экономической деятельности в
зависимости от групповой
принадлежности. В свою очередь, это
детерминирует как способы получения
дохода, так и их величину, в зависимости
от уплаченной “цены” в виде
преодоления барьеров, выраженных в
высоких трансакционных издержках
использования институтов. Таким
образом, корректировка модели
конкурентного рынка институтов в
условиях переходной экономики состоит в
учёте монопольной власти государства,
предлагающего на институциональном
рынке формальные институты, что
оказывает существенное влияние на
асимметричность распределения доходов.
Рис.
3. Модификация институционального
равновесия В таком случае кривые спроса и предложения институтов меняют свою форму и наклон. Кривая предложения (или кривая издержек коллективного действия, т.е. общественных издержек на создание институтов, collective action cost – СAC) становится горизонтальной, т. к. создание института сопряжено с фиксированными затратами на поддержание государственного аппарата. Кривая спроса (или кривая совокупных трансакционных издержек – aggregate transaction cost – АТС) принимает положительный наклон вследствие распределительной природы создаваемых институтов. Поэтому при увеличении количества включенных в сферу его действия индивидов (N) их сравнительные выгоды снижаются из-за роста трансакционных издержек, блокирующих вход к распределению тех или иных благ[22]. Таким
образом, существование монополии на
институты проявляется в дифференциации
доступа к возможностям экономической
деятельности в зависимости от критериев,
значимых при том или ином
государственном устройстве. Это, в свою
очередь, детерминирует распределение
доходов, создавая определенным группам
преимущества для их получения, но в то же
время блокируя их для всего остального
населения. [1] Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. С. 159. [2] Вольчик В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов // Известия вузов Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2002. №4. С. 45. [3] Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. С. 161. [4] Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С.9. [5] Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. [6] Stigler G.J. The Law and Economics of Public Policy: A Plea to the Scholars // Journal of Legal Studies. 1972. P. 12. Цит. по Коуз Р. Фирма рынок и право // Фирма рынок и право М., 1993. С. 16. [7]
Норт Д. Институты, институциональные
изменения и функционирование
экономики. М., 1997. С.45. [8]
Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution // American
Economic Review, 1997. - vol.
87, № 2. - Р.
426. 9
Matthews R.
C. O. The Economics of Institutions and the Sources of Growth //
Economic Journal. 1986. Vol.
96 (December)
pp. 903-910.
P. 906. (Цит.
по Эггертссон Т. Экономическое
поведение и институты. М.: Дело, 2001.С. 29). [10] Уильямсон О. Логика экономической организации / Природа фирмы. - М.: Дело, 2001.; Экономические институты капитализма. - С-Пб.: Лениздат, 1996. [11] Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996. [12]
Менар К. Экономика организаций. - М.:
ИНФРА-М, 1996. - С.
50. [12] Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 31. [14] Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 30-31. [15]
Капелюшников Р.И. Экономическая
теория прав собственности. М.,
1990. [16]
Wallis J., North D. Measuring the Transactional Sector in American
Economy, 1870-1970. In Long-term Factors in American Economic Growth.
Chicago, 1986. P. 122-123. [17] Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.73. [18] Пример взят из Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2000. [19]
Малахов С. В защиту либерализма (к
вопросу о равновесии трансакционных
издержек и издержек коллективного
действия) // Вопросы экономики. 1998. №8. С.115.
[20]
Малахов С. В защиту либерализма (к
вопросу о равновесии трансакционных
издержек и издержек коллективного
действия) // Вопросы экономики. 1998. №8. [21]
Малахов С. В защиту либерализма (к
вопросу о равновесии трансакционных
издержек и издержек коллективного
действия) // Вопросы экономики. 1998. №8. [22] Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Мурадов А.А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2000. С. 90-93.
|