ДЕМЕНТЬЕВ В.В. ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА ВЛАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты
экономического
анализа природы
власти можно
кратко резюмировать
в следующих
утверждениях. Отношения
между агентами экономической системы
включают в
себя власть.
Термином «власть» мы обозначаем такое
взаимодействие (аспект взаимодействий),
где один экономический
агент подчиняется
другому и несет издержки в его
пользу. Это
подчинение носит вынужденный характер и
является результатом
изменения условий
или ограничений выбора, изменения
величины издержек получения единицы
дохода при альтернативных подчинению
вариантах деятельности. Изменение
условий выбора есть результат
преднамеренных действий экономического
агента, максимизирующего свою полезность
за счет
доступа к
использованию
ресурсов других.
Власть
неизбежно возникает в экономической
системе. Отношения власти и зависимости
выступают результатом неравенства или
асимметрии в отношениях между
экономическими агентами,
максимизирующими полезности.
Возникновение частной экономической
власти – как ни парадоксально, учитывая
пренебрежительное отношение к данной
проблеме неоклассической теории, – в
определенной мере происходит из самих
методологических предпосылок данной
теории. Как только мы приняли постулат о
максимизирующем поведении, то в условиях
асимметрии (а факт ее наличия в реальной
экономике несомненен) власть становится
неизбежной: рациональный индивид-максимизатор
«по определению» не откажется от
увеличения собственной выгоды за счет
использования асимметрии для подчинения
других экономических агентов.
Экономический мир неоклассиков как мир
без власти и принуждения – не более чем
утопия. Реальный экономический мир – это
мир неравных (асимметричных) отношений,
мир отношений между экономическими
агентами, которые занимают неравные
позиции в обмене и имеют неравные
возможности подчинения или принуждения
друг друга. Равенство в экономической
жизни, как и отсутствие власти, есть
теоретическая абстракция, встречающаяся
в реальной экономической жизни только
как исключение. В экономической системе
доминируют такие отношения, которые
включают в
себя власть и
принуждение одного
другим. В
этом смысле не отсутствие власти, а
именно наличие ее в отношениях между
экономическими агентами можно
рассматривать как «естественное
состояние» экономической
организации общества.
Власть существует
не только «вне», «наряду» или «над»
экономическими взаимодействиями (власть
государства) – она также является
элементом, стороной, аспектом, атрибутом
взаимодействий между экономическими
агентами: собственником, менеджером и
наемным работником, покупателем и
продавцом, между фирмами и т.д. Отношения
обмена, найма, организации производства и
управления им, распределительные
отношения обязательно
включают в
себя властную
составляющую. Экономическая
система представляет собой систему
власти. Поскольку
экономическая система – взаимодействие
между неравными экономическими агентами,
обладающими неравными властными
позициями, то
она может быть рассмотрена как
система (сеть)
власти. Таким
образом, экономическая
система, т.е. система экономических
отношений, выступает
не как
система отношений между равными, а
как система власти, т.е. система
властных отношений,
где добровольность обмена и свобода
выбора носят ограниченный характер.
Каждый агент экономической системы – как
индивидуальный (собственник, менеджер,
работник, потребитель), так и
коллективный (производственная
фирма, государство,
финансовая организация и
т.д.) – занимает определенные
властные позиции, которые использует для
максимизации своей полезности в процессе
взаимодействия с
другими. Институты
власти в экономической организации
образуют некую целостность – систему
власти, т.е. своего рода сеть власти, «властное
поле», в рамках которого формируется
экономическое поведение как отдельных
экономических агентов, так и
экономической системы в целом. В этом
смысле социально-экономическую систему
как систему взаимодействий, включающих в
себя власть, можно рассматривать как
систему власти, где каждое отдельное
властное отношение (институт власти) есть
отражение состояния других. Система
экономической власти характеризуется
распределением власти, иерархией власти
и равновесием власти. Власть
в экономике «имеет значение». Власть
изменяет условия, содержание и
результаты выбора экономической
деятельности по сравнению с ситуацией,
где власть отсутствует. Такое изменение
включает в себя, во-первых, «сдвиг
издержек» (изменение величины
издержек получения
единицы полезности при экономической
деятельности, не
зависящей от данного субъекта власти, и
изменение величины издержек,
которые он вынужден нести для присвоения
единицы полезности), во-вторых, «сдвиг
мотивации» в результате
изменения условий
или ограничений выбора и, в-третьих, «сдвиг
результатов» экономической деятельности
(который выражается в «перепроизводстве»
одних «результатов» и «недопроизводстве»
других по
сравнению с отсутствием
власти). Оказывая
влияние на экономическое поведение (выбор)
отдельных экономических агентов, система
власти (распределение власти, иерархия
власти и равновесие власти) является
фактором, который определяет состояние,
направленность и результаты
функционирования социально-экономической
системы в целом. Иерархия
целей, реализуемых
социально-экономической системой в целом,
как и распределение ресурсов между
разными целями, отражает иерархию власти,
распределение власти и баланс власти,
которые сформировались в данной
экономической системе: кто, над кем и в
каких границах осуществляет власть. «Траекторию»
функционирования и развития социально-экономической
системы в целом можно
рассматривать как вектор, отражающий
состояние системы власти и властные
возможности участников данной системы.
Структура экономической власти
оказывает влияние на структуру
распределения доходов в социально-экономической
системе. Асимметрия в распределении
власти влечет за собой отклонение
величины доходов, получаемых
экономическими агентами, от предельного
вклада в большую (для одних) и в меньшую (для
других) сторону в зависимости от
распределения властных
потенциалов и
прав власти. Общественно
необходимый порядок власти.
Организация экономической власти (распределение
власти, иерархия власти и равновесие
власти) является фактором, от состояния
которого зависит эффективность
социально-экономической системы.
Способность хозяйственной организации к
эффективному функционированию в
известной степени будет зависеть от того,
кто, над кем, в какой мере, в каких
границах и каким способом осуществляет
власть, а также от того, какие виды
экономической деятельности власть
ограничивает, к чему принуждает и какие
возможности создает. Сложившаяся система
экономической власти может послужить
источником эффективности и порядка в
экономической системе или стать причиной
неэффективности и хаоса. Чтобы стать
условием социально-продуктивной
экономической деятельности, власть
должна быть эффективной. Эффективная
организация системы власти выступает
необходимым условием эффективного функционирования и
развития экономической системы, а также
создания стимулов и «принуждения» к
социально-продуктивной деятельности.
Другими словами, необходим «общественно
необходимый порядок» власти,
подразумевающий ее эффективное
распределение, иерархию и равновесие.
Нарушение эффективного порядка власти,
как и возникновение ее «избытка» и «недостатка»,
имеет своим следствием деформацию
мотивации, содержания
и результатов экономического
поведения, возникновение «разрыва» между
индивидуальными функциями полезности и
социально-продуктивной деятельностью. Необходимость
контроля над распределением
экономической власти.
Всякая власть в обществе носит
противоречивый характер. Суть данного
противоречия в том, что, с одной стороны,
власть есть объективная экономическая
необходимость, обеспечивающая
подчинение частного экономического
поведения общим целям, а с другой, власть
для ее носителя является средством
максимизации его собственной частной
выгоды за счет подчинения этой цели
деятельности других людей. Этим
обусловлена проблема несовпадения
общественно необходимых границ власти и
границ, определяемых субъективной
эффективностью власти для ее обладателя,
или, точнее говоря, проблема «выхода»
частной власти за ее общественно
необходимые границы, что проявляется в
возникновении избытка
или недостатка власти. Общественно
необходимый порядок власти не может
сформироваться естественным, т.е.
стихийным путем и предполагает
определенную государственную политику.
Посредством «политики власти» общество
должно установить контроль над
распределением экономической власти. «Политика
власти» представляет собой аспект,
сторону, составной элемент
институциональной политики.
Трансформация системы власти
осуществляется путем изменения
экономических и политических институтов
общества («правил экономической игры»), а
также экономических организаций («игроков»).
Власть
как предмет исследования.
Власть в экономической системе должна
стать объектом систематического анализа
для экономической, социологической и
правовой наук. Прежде всего, проблема
власти должна стать предметом
исследования экономической теории. В
частности, отношения собственности,
формы обмена, организационные формы
предприятий и распределительные
отношения необходимо исследовать с точки
зрения их властной составляющей: какую
власть они порождают и результатом какой
власти являются. Анализ власти должен
способствовать поиску
ответа на
вопрос: кто, над
кем (чем), в каких пределах, какими
методами и ради достижения каких целей
должен осуществлять власть в
экономической жизни общества? Между
тем, ввиду «междисциплинарного»
характера феномена власти, ответ на этот
вопрос может быть найден только на путях
объединения усилий экономистов,
социологов и специалистов в области
права. Не случайно К.Ротшильд в качестве
эпиграфа к книге «Power
in
Economics»
выбрал высказывание Б.Расселла,
которым автор и закончит настоящую
книгу: «Экономика как отдельная наука
не реалистична и
ведет по неправильному
пути (misleading),
если брать ее как руководство к практике.
Есть только одна основа – самая важная
основа, это правда – в более широкой
науке, науке о власти» [204, p.92].
|